В Амстердам с семьей
Сначала я случайно выслал резюме на русском языке и, конечно, получил отрицательный ответ. В 2016 году на Stack Overflow (сайт вопросов и ответов для программистов) я увидел объявление о вакансии в Booking.com и решил попробовать. Однако мы с женой отправили хорошо составленный англоязычный документ, после чего мне написали и согласовали время телефонного разговора.
Сначала нужно было выполнить несколько заданий на специальном сайте. Интервью при найме состояло из нескольких частей и было похоже на собеседование во многих крупных американских и европейских компаниях. Задания были интересными: такие разработчик решает в ежедневном режиме.
После этого меня пригласили в Амстердам на очную беседу в офисе Booking.com. Следующим этапом стало телефонное техническое собеседование: веб-страничка вроде Google Docs, на которой могли писать как я, так и интервьюер.
Самой сложной была часть, где выясняли не уровень технических умений, а способность адаптироваться к корпоративным принципам. Собеседование состояло из нескольких раундов и длилось почти полдня, примерно с 9:00 до 14:00 часов (с перерывом на обед, конечно). Тогда я понял, что нужно быстро перестраиваться.
Однако Амстердам всегда устраивал нас как место для жизни. Головной офис, как и практически весь технический департамент, расположен в столице Голландии, поэтому не было выбора, куда переезжать.
Переезд дался довольно легко, мы ожидали гораздо больше трудностей и неожиданностей. Труднее было не переехать, а решиться на это, ведь нашему сыну ещё не было года.
Это показательная история. Правда, началось все не очень хорошо. Это штатная ситуация для авиаперевозок, но нас она расстроила. С нами не прилетел наш багаж. Но мы не знали адреса своего временного жилья. Нам обещали, что привезут багаж следующим рейсом из Москвы. В тот же день около полуночи нам привезли наши вещи. В итоге компания-арендодатель связалась со службой доставки аэропорта.
Они тщательно продумали всю процедуру: от транспортировки наших вещей из Нижнего Новгорода (они хранились на складе, пока мы не переехали окончательно) до детской кроватки и стульчика в наших временных апартаментах. Очень помогли специалисты по переезду сотрудников компании.
Эти встречи, appointments — очень важная вещь в Нидерландах. Эти же люди заранее назначили для нас встречи в экспат-центре для регистрации и получения вида на жительство, а также в банке, чтобы мы могли завести зарплатный счет. Нужно назначить встречу и подойти к определённому времени. Нельзя прийти в банк и заказать кредитную карту. И так везде.
Всё потому, что мы не предоставили соответствующие свидетельства сразу, а appointment удалось назначить только через полтора месяца. В первые три месяца мы с супругой не были официально женаты, а ребенок по документам был не наш.
Были коллеги из Германии, Бразилии, Иордании, Индии, Филиппин, ЮАР, США и других стран. За год в компании я успел поработать с людьми из разных стран и с разных континентов. Это многообразие мы считаем нашей сильной стороной. Есть специалисты и из России, Украины и Белоруссии.
Твоим коллегам неважно, откуда ты приехал, из какой страны. Отношения в коллективе обычно складываются хорошо. У руководителей нет отдельных кабинетов. Нет большой дистанции между рядовыми сотрудниками и руководством. Очень многое в компании построено на личном общении. Они работают в том же опенспейсе, что и сотрудники.
Например, для разработчика нужно быть профессионалом и вести себя соответственно. Каких-то проблем или ограничений с продвижением по карьерной лестнице нет: нужно просто соответствовать требованиям позиции.
Вид на жительство мы получили на пять лет. Компания заключила со мной постоянный контракт. Изучив голландский язык, историю и традиции страны, через пять лет можно получить постоянный вид на жительство и претендовать на гражданство. Его можно продлить — с этим обычно нет проблем. Но и возвращаться тоже пока не планируем. Для этого нужно отказаться от российского паспорта, а такой вариант мы не рассматриваем. Посмотрим, как пойдут дела в будущем.
Это очень хорошее место для семей с детьми. Наше постоянное место жительства в Амстердаме — квартира на искусственном острове IJburg. Есть парки и много детских площадок. Все дома современные (по голландским меркам), с удобными планировками и лифтами (в случае, если в здании более трех этажей). Через квартал от нашей квартиры есть выход к заливу, а до центра нужно ехать 15–20 минут на трамвае.
Приличная часть зарплаты уходит на аренду квартиры и коммунальные платежи. С переездом в Голландию структура расходов очень изменилась. Также значительно больше мы стали тратить на интернет и мобильную связь. Жильё в Амстердаме очень дорогое. Если ездить на работу на трамвае, то услуги общественного транспорта обойдутся в €100 ежемесячно.
Заметно дороже в Амстердаме хлеб (около €1,5 за буханку) и макаронные изделия. Большая часть продуктов стоит столько же, сколько в России, хотя многое зависит от обменного курса. Так и с картофелем (он стоит больше €4 за три килограмма), но пару раз нам удалось хорошо сэкономить за счет акций.
Для проезда в общественном транспорте (в том числе в поездах) мы пользуемся карточками. Из личного транспорта у нас только два велосипеда. Они действуют в любом городе Нидерландов.
В Амстердаме такой проблемы нет. В России у нас была машина, потому что с маленьким ребенком и коляской было очень сложно передвигаться по городу. Кондуктора следят за тем, чтобы их не занимали и освобождали, если заходят пассажиры с колясками. Во всех трамваях есть специальная площадка для пассажиров с детскими колясками. Поэтому третью иногда могут не пустить: есть места напротив, но они предназначены для велосипедов. Однако площадка рассчитана две коляски.
Если у остановки нет высокой площадки, кто-нибудь из прохожих остановится и подождёт, пока пассажир с коляской зайдет или выйдет, чтобы убедиться, что помощь не требуется. Многие остановки общественного транспорта оборудованы лифтами. Встречаются и папы с маленьким ребёнком в эргорюкзаке и на велосипеде одновременно. Я специально не уточняю пол родителя: в городе много отцов с детьми, с колясками и без.
В Амстердаме нет бесплатных общественных стоянок. Иметь автомобиль в Нидерландах — дорогое удовольствие из-за высоких расходов на топливо, страховку, парковку. Часть городского дохода от этой сферы идёт на обустройство детских площадок. В центре можно найти парковочные места стоимостью €5 за час.
Машину можно арендовать прямо на улице: нужно только скачать приложение и пройти регистрацию. По понятным причинам в Амстердаме очень развит прокат автомобилей. Я давно поменял российские водительские права на нидерландские, но смысла в покупке собственной машины в этой стране не вижу.
Это не так — бывает, что в семье есть и больше одной машины. Многие считают, что у нидерландцев вообще нет личных автомобилей. Однако ездить на работу местные жители предпочитают на двух колесах. В домах нашего района есть подземные парковки. Очень популярны скутеры.
Есть мосты, предназначенные исключительно для велосипедов. Как известно, в Амстердаме очень развита велосипедная инфраструктура: велодорожки есть почти везде (рядом с автомобильной дорогой или выделенные). Когда велодорожку закрывают (на ремонт или по другим причинам), полицейские перекрывают автомобильную полосу и предоставляют её велосипедистам.
Я уже несколько месяцев пользуюсь только велосипедом. Поскольку город очень чистый, так можно ездить на работу, не боясь испачкать одежду. Получается быстрее, дешевле, и очень поднимает настроение.
Мы платим около €200 в месяц на двоих. Услуги врачей и больниц в Амстердаме довольно дороги. Сложно сказать, хорошая или плохая в Нидерландах медицина. Ребёнок по умолчанию бесплатно получает лучшую страховку одного из родителей. Она другая.
Однажды у меня заболели уши. Здесь тебя не стремятся сразу лечить, если есть шанс, что организм справится сам. Я записался на прием к врачу в понедельник утром. Дело было в пятницу. В итоге мне ничего не выписали: пусть моя иммунная система «тренируется». Врач сказала, что это инфекция, но предположила, что организм может справиться с ней сам.
Однако скорая не приедет по сообщению о жаре у этого же ребенка. Но если случилось что-то экстренное, то в больницу могут доставить и на вертолете, особенно если речь идет о ребенке. А если вы все-таки считаете, что это не просто температура, то нужно взять такси и самим ехать в больницу. Придется справляться самим и дожидаться рабочего дня, чтобы записаться к семейному врачу. Мой коллега хорошо подметил: «Здесь особо лечить не будут, но и умереть не дадут».
Жители стараются не задерживаться на работе и возвращаться домой к общему ужину. По моим наблюдениям, в Нидерландах очень развиты семейные отношения и традиции. А если выпал снег, и родители, и дети выходят на улицу кататься на санях, лепить снеговиков, играть в снежки. В выходные на улицах много семей. В нидерландской семье обычно три ребёнка (довольно много по нашим меркам).
Это отражается и на режиме работы многих учреждений и магазинов. Баланс между работой и личной жизнью смещен в сторону семьи. В выходные могут вовсе не работать: в воскресенье закрыто большинство магазинов. По будням они закрываются в 18:00. Некоторые из них работают полдня, с обеда до пяти-шести часов вечера.
В выходные и праздники шумные компании плавают на лодках по каналам. Нидерландцы любят весело отдохнуть. Наверняка есть и богатая ночная жизнь: не зря именно в Амстердаме впервые появился «ночной мэр».
В апреле 2017 года купили годовой абонемент, который даёт возможность в выходные бесплатно пользоваться поездами. Обычно мы ездим только по Нидерландам. В Нидерландах за полтора-два часа в поезде можно добраться практически до любой точки страны. Мы стараемся хотя бы пару раз в месяц выбираться в куда-нибудь. Мы уже были в нескольких небольших городках около Амстердама.
В этом городе находится скульптура «Ждуна», ставшего очень популярным в России. Больше всего понравился Лейден, который мы посещали несколько раз. Это была не просто демонстрация археологической находки, а целая интерактивная выставка: серия аттракционов, позволяющих рассказать о древнем ящере. Мне запомнилась экспозиция скелета тираннозавра. Настоящий рай для детей.
Даже в отдаленных провинциях проводятся фестивали и выставки. В Нидерландах мне очень нравится то, что жизнь кипит не только в центральных городах, но и на периферии. Моей жене очень понравилась выставка оригинальных вещей со съемок «Гарри Поттера», разместившаяся в Утрехте, в получасе пути на поезде из Амстердама.
После этого Амстердам стал нравиться нам ещё больше. Мы успели побывать в Париже, до которого всего три с половиной часа езды по железной дороге.
У местных жителей другой менталитет, они более прямолинейные. Конечно, жизнь в Нидерландах отличается от жизни в России. В городах очень чисто, но не потому, что не мусорят, а потому, что убирают. Качество жизни здесь выше, и это заметно каждому. В воскресенье, когда у дворников выходной, улицы выглядят не такими чистыми, как обычно.
На улицах не так много дорогих автомобилей, даже в районах, где дома могут стоить до €1 млн. Жители Амстердама — довольно обеспеченные люди, хоть и не любят этого демонстрировать. Городская инфраструктура очень удобная и продуманная: везде можно пройти с коляской, на улицах лифты и эскалаторы. Нидерландцы — бережливый народ, они умеют считать деньги.
Окружающие хорошо относятся к малышне, могут иногда помахать или улыбнуться моему сыну. Семьям с детьми в Нидерландах комфортно. Кто-то может поиграть с ним в «Ку-ку», чтобы скоротать время поездки в трамвае или поезде.
Стоимость посещения довольно высокая: около €1500 за полный месяц. Также здесь очень хорошие детские сады, хотя я сужу об этом только по внешнему виду и описаниям. Однако система расчетов абсолютно индивидуальна и зависит от дохода семьи.
Здесь он значительно ниже, а жизнь спокойнее. Главное отличие от России — это, наверное, темп, в котором движется все вокруг. Однажды мы осознали, что почти не слышим автомобильных гудков. Никто никуда не торопится, на дороге стараются скорее пропустить, чем проскочить самим.
В компаниях, где работают приезжие, тоже проводятся обучающие занятия и тренинги: от рассказов о налоговой или образовательной системе страны и до семинаров о покупке или аренде жилья. Для экспатов в Нидерландах регулярно проводятся семинары и конференции.
Когда мы решились на переезд, то понимали, что всё будет по-другому. Я бы не сказал, что у меня были сложности с тем, чтобы привыкнуть к новой жизни. За полгода между первым собеседованием и отъездом она прочитала очень много о жизни в Нидерландах и, в частности, в Амстердаме. Благодаря жене мы приехали подготовленными.
Через год сын пойдет в детский сад, а потом и в школу. Главные сложности ещё впереди. Хотя почти все голландцы говорят по-английски, необходимо учить местный язык. Мы живем в съёмной квартире — значит, когда-то нужно будет искать собственный дом и самостоятельно оформлять все договоры на водо-, тепло- и электроснабжение. Все информационные объявления, письма от администрации или провайдеров, договоры составлены на голландском.
Дата публикации: 18-08-2017
Ещё новости
27.08.2022 Как очистить электрический чайник от накипи
27.08.2022 Проект Debian начал общее голосование по вопросу поставки проприетарных прошивок
До 2 сентября продлится фаза обсуждения выставленных на голосование пунктов, после чего начнётся сбор голосов. Проект Debian объявил о проведении общего голосования (GR, general resolution) разработчиков...
30.10.2022 Практически детективная история с JAC JS4. Кроссоверы продают в России, но официально об этом ничего не говорится
В четверг компания официально анонсировала мероприятие, но уже в пятницу, за несколько часов до анонса, из Сети удалили ссылки на прямую трансляцию. Практически детективная история случилась с кроссовером...
27.08.2022 Как заснуть в поезде: полезные идеи от покупки билета до списка вещей
Тем не менее, остаётся довольно большой набор других приёмов. В поезде недоступны самые эффективные техники засыпания, такие, как АСМР или релаксационная музыка. Пробуя их в разных сочетаниях, можно подобрать...
27.08.2022 48 Мп, запись видео 4К 60 к/с и 18 минут полета на высоте до 5 км за 630 долларов. Представлен манёвренный дрон DJI Avata, способный разгоняться до 100 км/ч
Можно было бы уменьшить массу, пожертвовав емкостью (и, соответственно, массой) аккумуляторной батареи, но Avata и так не чемпион по автономности — она составляет примерно 18 минут. Масса Avata составляет...
Все новости